Дополнительная программа "Песочные приключения"
Программа занятий
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Песочные приключения» - художественной направленности ориентирована на развитие творческих способностей и воображения посредством рисования песком на световом столе.
Количество занятий: 1 раз в неделю – 36 часов в год, 1 академический час – 25 минут в соответствии с тематическим планом, предусматривающим два цикла: 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком; 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу.
При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
1. Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жёстких рамок и правил.
2. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка.
3. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.
4. Необходимо:
- Поддерживать ребёнка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения;
- Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами;
- Ценить природную мудрость ребёнка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все».
5. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
6. Необходимо предварительно обсудить с детьми порядок работы и установить несколько правил:
- Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
- Категорически нельзя бросаться песком;
- Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию, развитию. Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет размером 50 х 70 с подсветкой.
Для рисования используется мелкий белый кварцевый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).
В процессе обучения обучающиеся учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.
Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.
Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.
Организация дополнительных занятий строится на основании учебного плана и расписания занятий, а также на основе режима организации свободной деятельности детей. Деятельность детей организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»